Родителям

РОДИТЕЛЯМ



5 простых педагогических правил для родителей

1.Верьте в ум ребенка и доверяйте ему.

2. Помогите выбрать те телепередачи, которые заслуживают внимания.

3. Позволяйте ребенку играть со всеми возможными материалами.

4. Не дразните ребенка за ошибки.

5. Хвалите ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.

6. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других.

7. Не унижайте ребенка, наказывая его.

8. Регулярно читайте ребенку и приучайте его к чтению с малых лет.

9. Отвечайте на все вопросы ребенка честно и терпеливо.

10. Серьезные вопросы ребенка воспринимайте серьезно.

11. Давайте ребенку посильные задания.

12. Помогайте ребенку строить свои личные планы и принимать решения.

13. Не ругайте ребенка за беспорядок в своей комнате, если это связано с творческой работой, и она еще не закончена.

14. Любите ребенка таким как есть, а не за его достижения.

15. Установите стандарт поведения ребенка, следите, чтобы он его придерживался.

16. Учите ребенка думать самостоятельно.

17. Поддерживайте у ребенка желание фантазировать.

18. Всегда находите время для ежедневного общения с ребенком.

19. Разрешайте ребенку принимать участие в планировании семейных дел.

20. Во время занятий с ребенком находите моменты достойные похвалы.

21. Не хвалите ребенка без причины и неискренне.

22. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка.

23. Помогайте ребенку быть личностью.

24. Давайте возможность ребенку самостоятельно принимать решения.

25. Нет таких тем, которые исключаются при общении с ребенком.

Азбука "Опасного поведения"

Ребёнок:

А - Абсолютно не знает свой адрес.
Б - Беспрестанно ранится (порезы, ушибы, переломы и др).
В - Выглядывает в открытые окна.
Г - Говорит по телефону незнакомым людям, что он один дома и родители на работе.
Д - Дерётся острыми предметами, палками.
Е - Ест всё. что подарят незнакомые люди.
Ж - Ждёт, когда родители уйдут из дома, чтобы разобрать розетки.
З - Знакомится со всеми, кто подходит.
И - Играет спичками, зажигалками.
К - Купаться уходит с друзьями.
Л - Любит один кататься на общественном транспорте.
М - Может. активно играя, уронить на себя телевизор, стул и т.д.
Н - Находит папины сигареты и пробует закурить.
О - Открывает дверь всем звонящим.
П - Переходит дорогу, где захочет.
Р - Разбивает градусники и катает ртутные шарики.
С - Самостоятельно уходит из дома, школы.
Т - Трогает горячие утюги, чайники.
У - Уважает незнакомых собак.
Ф - Фотографируется с незнакомцами.
Х - Хватает таблетки, лежащие на видном месте.
Ц - Целыми днями играет на стройках, бегает по трубам и т.д.
Ч - Часто остаётся один дома.
Ш - Шарит в кухонном столе, разыскивая воду, а находит уксус.
Щ - Щурится от удовольствия, зажигая газовую плиту.
Э - Экспериментирует с электроприборами.
Ю - Юрко убегает от родителей в магазинах, парках.
Я - Яркие вспышки хлопушек, петард вызывают у него неописуемый восторг.

Читая азбуку ребёнку, разберите каждую ситуацию и её последствия. Готовьте ребёнка к жизни в том мире, каков он на самом деле.

 

 

Как дети 5-8 лет относятся к учебе

Почему ребёнок не хочет учиться?

От отношения детей к учебе в значительной степени зависит интерес к школе и школьному обучению. При наличии позитивного настроя присутствует и желание идти учиться. А если такого желания у ребенка нет? Чем мы можем ему помочь?
Отношение детей к учебе зависит как от возраста, так и от положительного или отрицательного опыта, связанного с получением знаний.
Например, 5—6-летние дети воспринимают учебу как развлечение, игру или относятся к ней как к скучному, неинтересному занятию. Причем ответы девочек и мальчиков существенно отличаются. Приведем примеры ассоциаций 5— 6-летних детей со словом «учеба».
Мальчики. Артур: «Нравится, у меня альбом есть»; Прохор: «Люблю лепить из пластилина, рисовать всяких монстров. Люблю собирать коллекцию птичек»; Никита: «Буквы и цифры, больше ничего»; Рома: «Неудобно в школе учиться».
Девочки. Соня: «Надо писать, что говорят, писать буквы и цифры и обводить по пунктирным линиям»; Диана: «Учиться хорошо, получать „5“, стараться, всегда красивые рисунки делать, чтобы мама радовалась, а плохому будет ругаться».
Из ответов детей понятно, что у них еще нет четких представлений об учебе, причем мальчики в большей степени, чем девочки, ассоциируют учебу с любимыми играми, а девочки стараются давать так называемые социально желательные ответы, то есть такие ответы, которые ожидают услышать от них взрослые, поскольку такое поведение одобряемо. В целом мышление детей этого возраста еще очень конкретно и привязано к хорошо знакомым ситуациям.
Ответы детей 6—7 лет (тех, что уже готовятся пойти в школу и посещают подготовительную группу) совсем иные. На просьбу назвать слова, с которыми у них ассоциируется слово «учеба», дети ответили:
Кира: «Работа, слушать, ученик, учитель»; Злата: «Учиться, ходить в школу, делать задания»; Юля: «Сложно, зато интересно, потому что там готовишься к работе»; Вероника: «Для меня это заниматься и писать»; Лиза: «Читать книги, сложные игры, живой организм — все интересно».
Заметно, что после 6 лет мышление ребенка становится более абстрактным, он уже может обобщать различные понятия, поэтому отвечает не целыми предложениями, а называет лишь главные слова, то есть может «свернуть» информацию до одного ключевого слова. Ответы детей этого возраста отражают и более осмысленное отношение к учебе, которое, как и мотивы («хочу» или «не хочу учиться» и «почему иду в школу»), меняется у детей на протяжении всей учебной деятельности.
Любой ребенок в начале школьного обучения имеет как познавательные мотивы, так и социальные. В первом случае он стремится получить новые знания, больше запомнить, понять, проявляет любознательность. Во втором случае для ребенка важным является прежде всего получение одобрения и похвалы взрослых, он стремится занять достойное место в своем социальном окружении, найти друзей и больше общаться.
Для моего ребенка важным стимулом к учебе является доброжелательное и внимательное отношение к ней учительницы, а также то, что учительница красива и молода.
Для младшего школьника характерно преобладание какого- то одного из мотивов, но со временем их соотношение, конечно, меняется. Ребенок считается психологически не готовым к школе, если у него преобладают игровые мотивы. В 6 лет такая ситуация встречается часто. Поэтому не стоит отдавать ребенка в школу преждевременно.
В Германии, например, обязательное школьное обучение начинается с 6 лет. Но большинство детей еще мотивационно не готовы к школе. Всем видам деятельности они предпочитают игру, быстро утомляются, еще сильно привязаны к маме и эмоционально страдают от резкой перемены обстановки. Правда, в начальной школе все обучение проходит в игре. Детям всю неделю не задают домашних заданий. Уроки нередко проходят не в классе, а на улице или в магазине, где дети изучают стоимость продуктов, записывают цены в тетрадь, затем покупают, например, овощи и уже в школе делают салат, который затем дружно съедают. Уроки чтения могут проходить в большом зале на матах, в спальных мешках с фонариком, который слабо освещает увлекательную книжку. Учителей дети называют на «ты».
Можно соглашаться или отрицать такую оригинальную педагогическую систему, в которой главное — не развитие интеллекта, а личность. Но факт остается фактом: 6—7-летние дети в Германии любят школу и ходят туда с удовольствием. Те, кто не справляется с программой, остаются на второй год, что весьма распространено в Германии и не считается постыдным.
Почему ребенок не хочет учиться? Почему он придумывает все новые и новые уловки, чтобы не ходить в школу? Почему он не хочет делать домашние задания, не хочет собирать портфель, почему ему все равно, где и в каком состоянии учебники и тетради? Это головная боль многих родителей, которые заходят в тупик, решая данную проблему. Попытаемся разобраться.
В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. Содержание мотивов зависит от темперамента ребенка. Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики — познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое. У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.
Обычно при нежелании ребенка идти в школу мы прежде всего начинаем ругать и стыдить его за лень и безответственность. Делаем акцент на отрицательном: ты пишешь хуже всех, ты не умеешь считать даже до 10, ты не можешь запомнить две строчки из стихотворения и т. д. И ребенок, который и так не получает радости от учебы, начинает ее после этого ненавидеть. Ведь чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно.
Вот почему надо постараться придерживаться простых правил:
1. Хвалите за небольшие успехи.
2. Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.
3. Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, потому что всю инициативу перехватила мама, делают все из-под палки.
4. Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.
5. Разумно используйте поощрение и наказание (об этом мы поговорим позже).
6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми («А вот Лена всегда делает все правильно и красиво, не то что ты!»)
7. Придерживайтесь правила: «Сделал дело — гуляй смело» (то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должен быть отдых и прогулка.
8. Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример «18-5», используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.
9. Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить «анкету», которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т. д. Ребенок одновременно тренирует руку и навыки чтения.
10. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники. «Со мной никто не играет, Надя сильно толкнула меня, я упала, и все засмеялись». Такие жалобы не стоит игнорировать. Постарайтесь найти вместе выход из этой ситуации. Можно предложить ребенку несколько популярных игр, которыми он может заинтересовать сверстников, выучить смешные считалки. Главное — сделать акцент на том, что у ребенка получается лучше, чем у других.
Моя дочь, например, прекрасно рисует, и когда ее, новенькую, дети сначала не принимали, мы стали решать эти проблемы через рисунок. Дочь рисовала портреты сверстников, смешные картинки, и они, заинтересовавшись рисунками, начали проявлять внимание и к их автору.
Помните, что задабривание сверстников конфетами или другими угощениями создает видимость налаженного контакта. «Купить» внимание нельзя.
Автор: Е. И. Шапиро



Комментариев нет:

Отправить комментарий